Научно-технический
«ОПТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»
издается с 1931 года
 
   
Русский вариант сайта Английский вариант сайта
   
       
   
       
Статьи последнего выпуска

Электронные версии
выпусков начиная с 2008


Алфавитный указатель
2000-2010 гг


444
Архив оглавлений
выпусков 2002-2007 гг


Реквизиты и адреса

Вниманию авторов и рецензентов!
- Порядок публикации
- Порядок рецензирования статей
- Типовой договор
- Правила оформления
- Получение авторского вознаграждения
- Редакционная этика


Контакты

Подписка

Карта сайта




Журнал с 01.12.2015 допущен ВАК для публикации основных результатов диссертаций как издание, входящее в международные реферативные базы систем цитирования (Web Science, Scopus) (см. Vak.ed.gov.ru Перечень журналов МБД 16.03.2018г)

Аннотации (05.2020) : ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИАНГУЛЯЦИОННЫХ ЛАЗЕРНЫХ СКАНЕРОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИАНГУЛЯЦИОННЫХ ЛАЗЕРНЫХ СКАНЕРОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

 

© 2020 г.      А. М. Боронахин, доктор техн. наук; Д. Ю. Ларионов, канд. техн. наук; Л. Н. Подгорная, канд. техн. наук; Р. В. Шалымов, канд. техн. наук; А. В. Большакова, аспирант

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербург

E-mail: amboronahin@etu.ru

УДК 629.464.47

Поступила в редакцию 23.12.2019

DOI:10.17586/1023-5086-2020-87-05-03-12

Измерение геометрических параметров рельсового пути требует знания положения головок левого и правого рельсов, в частности, точки рельса, находящейся на расстоянии 14 мм ниже его поверхности катания. Использование триангуляционных лазерных сканеров для решения этой задачи сопровождается проблемой сильного зашумления получаемых изображений вследствие солнечной засветки и проявления эффекта «лунной дорожки» на гладкой поверхности рельса. Предложен подход к измерению параметров рельсового пути на основе распознавания изображений в условиях железной дороги с использованием дополнительных конструкционных и алгоритмических решений, в том числе привлечения информации от других датчиков системы (бесплатформенной инерциальной навигационной системы, одометра). Предложенные в работе методы в сочетании с приведенным алгоритмом обработки позволяют определить местоположение рельсов с точностью до 0,1 мм.

Ключевые слова: лазерный сканер, обработка изображений, бесплатформенная инерциальная навигационная система, головка рельса, диагностика рельсового пути.

Коды OCIS: 100.3008, 100.5010, 100.2000

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    EN 13848 Standard: Railway applications - Track - Track geometry quality // CEN. 2010. 94 p.

2.   Технические указания по определению и использованию характеристик устройства и состояния пути, получаемых вагонами путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4. (ЦПТ — 55/15). М.: Департамент пути и сооружений МПС России, 2003. 100 с.

3.   Кулешов П.Н. Скоростные путеобследовательские станции ЦНИИ-4 // Наука и транспорт. Модернизация железнодорожного транспорта. 2013. № 2(6). С. 32–33.

4.   Яковлев П.Г. Интеллектуальные технологии контроля и диагностики // Железные дороги мира. 2017. № 2. С. 61–67. 

5.   Попов Д. Проверка в Альпах // Гудок. 2019. № 26(26635). С. 2.

6.   Bokhman E.D., Boronahin А.M., Filatov Yu.V., et al. Optical-inertial system for railway track diagnostics // Proc. Symp. Inertial Sensors and Systems. Karlsruhe, 2014. P. 16.1–16.17.

7.    Boronahin А.M., Kukaev A.S., Larionov D.Yu,. et al. Optical profilometers for rail track diagnostics // Proc. 2016EIConRusNW. SPb., 2016. P. 440–443. 

8.   Матвеев В.В., Распопов В.Я. Основы построения бесплатформенных инерциальных навигационных систем. СПб.: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2009. 114 с.

9.   Демкин В.Н., Степанов В.А., Шадрин М.В. Системы быстрого прототипирования с лазерным сканированием // Научно-техн. ведомости СПбГПУ. Физико-мат. науки. 2013. № 3(177). С. 136–143.

10. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. М.: Минтранс, 2011. 530 с.

11.  Rusinkiewicz S., Levoy M. Efficient variants of the ICP algorithm // Proc. 3rd Internat. Conf. 3-D Digital Imaging and Modeling. Quebec, 2001. P. 145–152.

12.  Велижев А.Б. Разработка и исследование алгоритмов автоматического взаимного ориентирования трехмерных дискретных моделей объектов, полученных в результате лазерного сканирования // Автореф. канд. дис. М.: Моск. гос. ун-т геодезии и картографии, 2008. 20 с.

13.  Боронахин А.М., Бохман Е.Д., Ларионов Д.Ю. и др. Методы и средства диагностики рельсового пути на основе инерциальных и геоинформационных технологий // Бюллетень ОУС ОАО «РЖД». 2012. № 5. С. 28–38.

14.  ГОСТ Р 51685-2013: Рельсы железнодорожные. Общие технические условия. М.: Стандартинформ, 2014. 108 с.

15.  Railway applications - Track - Rail - Part 1: Vignole railway rails 46 kg/m and above; German version EN 13674-1:2011 // CEN. 2011. 114 p.

16.  Ларионов Д.Ю. Разработка инерциально-оптической системы диагностики рельсового пути // Автореф. канд. дис. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. 18 с.

17.  Бабич О.А., Доброленский Ю.П., Козлов М.С. и др. Авиационные приборы и навигационные системы. М.: ВВИА им проф. Н.Е. Жуковского, 1981. 648 c.

18.       https://www.micro-epsilon.ru/download/manuals/man--scanCONTROL-26xx--en.pdf

 

 

Полный текст