Научно-технический
«ОПТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»
издается с 1931 года
 
   
Русский вариант сайта Английский вариант сайта
   
       
   
       
Статьи последнего выпуска

Электронные версии
выпусков начиная с 2008


Алфавитный указатель
2000-2010 гг


444
Архив оглавлений
выпусков 2002-2007 гг


Реквизиты и адреса

Вниманию авторов и рецензентов!
- Порядок публикации
- Порядок рецензирования статей
- Типовой договор
- Правила оформления
- Получение авторского вознаграждения
- Редакционная этика


Контакты

Подписка

Карта сайта




Журнал с 01.12.2015 допущен ВАК для публикации основных результатов диссертаций как издание, входящее в международные реферативные базы систем цитирования (Web Science, Scopus) (см. Vak.ed.gov.ru Перечень журналов МБД 16.03.2018г)

Аннотации (10.2020) : ГЛОБАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ «СОСТАВНЫХ БУКВ»

ГЛОБАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ «СОСТАВНЫХ БУКВ»

 

© 2020 г.      Е. Ю. Шелепин, К. А. Скуратова

Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург

E-mail: sey2@yandex.ru

УДК 612.84; 612.843.7; 004.93; 621.397.3

Поступила в редакцию 06.07.2020

DOI:10.17586/1023-5086-2020-87-10-81-88

Установлен алгоритм временнóго взаимодействия пространственных механизмов глобального и локального анализа в задачах распознавания «составных букв» учащимися второго класса, в том числе имеющими речевые проблемы. Использован метод «составных букв», который моделирует некоторые характеристики чтения без построчного сканирования текста. Большие «составные буквы» организованы из составляющих их малых букв. Если большие «составные буквы» образованы из одинаковых букв, их называют конгруэнтными, в противном случае — неконгруэнтными. Испытуемому предлагали в «составной букве» распознать либо большую (глобальная задача) либо малую букву (локальная) и нажать соответствующую клавишу. Определяли количество правильных/неправильных ответов и время реакции. Проведено сравнение ответов школьников второго класса, имеющих и не имеющих речевые проблемы. Процент правильных ответов при распознавании больших и малых, конгруэнтных и неконгруэнтных букв одинаков, а время реакции на их распознавание было разное у этих групп обследованных. Делается предположение о важности временных характеристик взаимодействия каналов зрительной системы, обеспечивающих локальный и глобальный анализ, применительно к задачам распознавания текста и формирования речи.

Ключевые слова: зрение, «составные буквы», распознавание изображений, локальный и глобальный анализ, чтение, речь, обучение чтению, дислексия.

Коды OCIS: 330.1070, 330.4270, 100.4996, 170.6960, 330.5020

 

Литература 

1.    Kinchla R.A. Detecting target elements in multi-element arrays: A confusability model // Perception & Psychophysics. 1974. V. 15. P. 149–158.

2.   Navon D. Forest before trees: The precedence of global features in visual perception // Cognitive Psychology. 1977. V. 9. P. 353–383.

3.   Lachmann T., Schmitt A., Braet W., van Leeuwen C. Letters in the forest: global precedence effect disappears for letters but not for non-letters under reading-like conditions // Front. Psychol. 2014. V. 5. P. 705. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00705

4.   Ginsburg A.P. Spatial filtering and visual form perception // Handbook of perception and human performance / Ed. by Boff K., Kaufman L., Thomas J. 1986. V. 2. P. 34-1–34-41.

5.   Galaburda A., Livingstone M. Evidence for a magnocellular defect in developmental dyslexia // Ann N Y Acad Sci. 1993. Jun 14. № 682. P. 70–82.

6.   Kulikowski J.J., Robson A.G. Spatial, temporal and chromatic channels: electrophysiological data // Journal of Optical Technology. 1999. V. 66. № 9. P. 797–814.

7.    Platt M.P., Adler W.T., Mehlhorn A.J., Johnson G.C., Wright K.A., Choi R.T., Tsang W.H., Poon M.W., Yeung S.Y., Waye M.M., Galaburda A.M., Rosen G.D. Embryonic disruption of the candidate dyslexia susceptibility gene homolog Kiaa0319-like results in neuronal migration disorders // Neuroscience. 2013. Sep 17. P. 248:585-93. doi: 10.1016/j.neuroscience.2013.06.056.

8.   Danilova M., Kropotov Yu., Shelepin Yu.E. Attention // Perception. 1994. V. 23. P. 13.

9.   Shelepin Y.E., Danilova M.V., Harauzov A.K. et al. Attention and preattentive vision // Abstracts of XXXIII International Congress of physiological sciences. 1997. St. Petersburg. P. 80.

10. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М: Наука, 1965. 166 с.

11.  Ламминпия А.М., Моисеенко Г.А., Вахрамеева О.А., Сухинин М.В, Шелепин Ю.Е. Изучение связи характеристик движений глаз с геометрией фовеа // Физиология человека. 2016. Т. 42. № 4. С. 32–37.

12.  Song Y., Hakoda Y. Lack of global precedence and global-to-local interference without local processing deficit: A robust finding in children with attention-deficit/hyperactivity disorder under different visual angles of the navon task // Neuropsychology. 2015. V. 29. № 6. P. 888–894. DOI: 10.1037/neu0000213

13.  Simmons D.R., Robertson A.E., McKay L.S., Toal E., McAleer P., Pollick F.E. Vision in autism spectrum disorders // Vision Research. 2009. V. 49. № 22. P. 2705–2739.

14.  Frick J.E., Colombo J., Allen J.R. Temporal sequence of global-local processing in 3-month-old infants // Infancy. 2000. V. 1. P. 375–386.

15.  Quinn P.C., Burke S., Rush A. Part-whole perception in early infancy: Evidence for perceptual grouping produced by lightness similarity // Infant Behavior and Development. 1993. V. 16. № 1. P. 19–42.

16.  Quinn P.C., Eimas P.D. Pattern-line effects and units of visual processing in infants // Infant Behavior and Development. 1986. V. 9. № 1. P. 57–70.

17.  Vurpillot E. The development of scanning strategies and their relation to visual differentiation // Journal of Experimental Child Psychology. 1968. V. 6. P. 632–650.

18. Poirel N., Pineau A., Mellet E. What does the nature of the stimuli tell us about the Global Precedence Effect? // Acta Physiol (Oxf). 2008. V. 127. № 1. P. 1–11.

19.  Schmitt A., Lachmann T., van Leeuwen C. Lost in the forest? Global to local interference depends on children’s reading skills // Acta Psychologica. 2019. V. 193. P. 11–17.

20. Leybaert J., Macchi L., Huyse A., Champoux F., Bayard C., Colin C., Berthommier F. Atypical audio-visual speech perception and McGurk effects in children with specific language impairment // Front. Psychol. 2014. V. 422. № 5.

21.  Защиринская О.В., Скуратова К.А., Шелепин Е.Ю. Специфика глазодвигательной активности детей при чтении текстов разных визуальных форматов // Сибирский психологический журнал. 2019. Т. 73. С. 141–158.

22. Lachmann T., van Leeuwen C. Different letter-processing strategies in diagnostic subgroups of developmental dyslexia // Cognitive Neuropsychology. 2008. V. 25. P. 730–744.

23. Lachmann T., Steinbrink C., Schumacher B., van Leeuwen C. Different letter-processing strategies in diagnostic subgroups of developmental dyslexia also occur in a transparent orthography: Reply to a commentary by Spinelli et al // Cognitive Neuropsychology. 2009. V. 26. № 8. P. 759–768.

24. Franceschini S., Berton S., Gianesini T., Gori S., Facoetti A. A different vision of dyslexia: Local precedence on global perception // Scientific Reports. 2017. V. 7. № 1. P. 174–184.

25. Pinna B., Shelepin E.Y., Deiana K. Chromatic accentuation in dyslexia: Useful implications for effective assistive technology // Video and Audio Signal Processing in the context of Neurotechnology. IEEE international symposium. 2016. St.-Petersburg, Russia. Р. 34–36.

26. Shelepin K.Y., Trufanov G.E., Fokin V.A., Vasil’ev P.P., Sokolov A.V. Digital visualization of the activity of neural networks of the human brain before, during, and after insight when images are being recognized // Journal of Optical Technology. 2018. V. 85. № 8. P. 468–475.

27. Бондарко В.М., Семенов А.Л. Восприятие размера зрительных изображений школьниками различного возраста // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 1. С. 15–19.

28.      Бондарко В.М. Высокочастотные фильтры в онтогенезе // Оптический журнал. 2019. Т. 86. № 11. С. 14–20.

 

 

Полный текст