DOI: 10.17586/1023-5086-2019-86-05-61-69
УДК: 050
Изменения цветности неорганических пигментов традиционной китайской живописи под воздействием узких спектральных линий четырех хроматических компонент светодиодов белого цвета
Полный текст «Оптического журнала»
Полный текст на elibrary.ru
Публикация в Journal of Optical Technology
R. Dang, N. Wang, H. Tan, and J. Wu Chromaticity changes of inorganic pigments in traditional Chinese paintings due to narrowband spectra in four-primary white light-emitting-diodes (Изменения цветности неорганических пигментов традиционной китайской живописи под воздействием узких спектральных линий четырех хроматических компонент светодиодов белого цвета) [на англ. яз.] // Оптический журнал. 2019. Т. 86. № 5. С. 61–69. http://doi.org/10.17586/1023-5086-2019-86-05-61-69
R. Dang, N. Wang, H. Tan, and J. Wu Chromaticity changes of inorganic pigments in traditional Chinese paintings due to narrowband spectra in four-primary white light-emitting-diodes (Изменения цветности неорганических пигментов традиционной китайской живописи под воздействием узких спектральных линий четырех хроматических компонент светодиодов белого цвета) [in English] // Opticheskii Zhurnal. 2019. V. 86. № 5. P. 61–69. http://doi.org/10.17586/1023-5086-2019-86-05-61-69
R. Dang, N. Wang, H. Tan, and J. Wu, "Chromaticity changes of inorganic pigments in traditional Chinese paintings due to narrowband spectra in four-primary white light-emitting diodes," Journal of Optical Technology. 86(5), 310-316 (2019). https://doi.org/10.1364/JOT.86.000310
Музейное освещение предметов традиционной китайской живописи, весьма чувствительной к воздействию света, приводит к серьезным нарушениям их цветовой гаммы. Вследствие метамерии зрения и возможности управления интенсивностями излучения отдельных спектральных компонент светодиодов белого цвета возможна подстройка результирующего спектра их свечения под различные требования. Необходимо изучение воздействия различных монохроматических составляющих излучения белых светодиодов и определение правильных пропорций их интенсивностей, при которых вредное воздействие освещения на экспонаты минимизируется. Раздельно рассматривалось воздействие излучения четырех цветов (красный, желтый, зеленый и синий) на типичные неорганические красители. Измерялись координаты цвета в системе CIE XYZ и такие характеристики как доминирующая длина волны, фотометрическая яркость и условная чистота цвета различных пигментов при их освещении. Построены кривые изменения указанных параметров по 16 циклам испытаний и выявлены закономерности изменения цветности указанных комбинаций освещения и цветов пигментов. На основе этого путем расчета и сравнения изменений параметров цветности получены количественные данные о выцветании объектов живописи под воздействием указанных четырех хроматических компонент. Результаты предоставляют базовые данные для дальнейших исследований изменения и восприятия цветов объектов китайской традиционной живописи под действием музейного освещения.
традиционная китайская живопись, изменение цвета, узкополосные спектры, белые светодиоды, музейное освещение
Благодарность:Работа выполнена при поддержке Национальной ключевой программы научно-исследовательских и опытно-конструкторскиз работ Китая (№ 2018YFC0705103), Фонда естественных наук Тяньцзиня (№ 17JCYBJC22400), Бэйяньcкой программы для стипендиатов (№ 1801).
Коды OCIS: 140.3330, 150.2950, 230.3670, 010.1690
Список источников:1. The Analysis Report for Chinese Museum Industry Anticipation Survey and Investment Strategy in 2015–2020 (R357868) / Wisdom Consulting Group. Beijing: Wisdom Consulting Group, 2015.
2. Zhang C. The role and status of museums in public cultural service system // Inform. Construct. 2016. V. 1. № 284.
3. CIE 157:2004 Control of Damage to Museum Objects by Optical Radiation. Vienna: CIE, 2004.
4. ANSI/IESNA RP-30–1996 Recommended Practice on Museum and Art Gallery Lighting / Illuminating Engineering Society of North America. N.Y.: IESNA, 1996.
5. The Standard of Museum Illumination Design (GB/T23863-2009) / General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine of the People’s Republic of China. Beijing: China Standard Press, 2009.
6. Dang R., Yuan Y., Liu G., Liu J. Chromaticity changes of inorganic pigment in Traditional Chinese Paintings due to the illumination of frequently-used light sources in museum // Color Res. Appl. 2018. V. 43. № 4. P. 596–605.
7. Cuttle C. Damage to museum objects due to light exposure // Lighting Res. & Technol. 1996. V. 28. № 1. P. 1–9.
8. Saunders D., Kirby J. Wavelength-dependent fading of artists’ pigments // Stud. Conserv. 1994. V. 39. № sup 2. P. 190–194.
9. Farke M., Binetti M., Hahn O. Light damage to selected organic materials in display cases: A study of different light sources // Stud. Conserv. 2016. V. 61. № sup 1. P. 83–93.
10. Pinilla S.M., Vazquez D., Fernandez A.A., Muro C., Munoz J. Spectral damage model for lighted museum paintings: Oil, acrylic and gouache // J. Cult. Herit. 2016. V. 22. P. 931–939.
11. Lowe B.J., Smith C.A., Fraser-Miller S.J., Paterson R.A., Daroux F., Ngarimu-Cameron R., Ford B., Gordon K.C. Light-ageing characteristics of Māori textiles: Color, strength and molecular change // J. Cult. Herit. 2017. V. 24. P. 60–68.
12. Lerwill A., Brookes A., Townsend J.H., Hackney S., Liang H. Micro-fading spectrometry: Investigating the wavelength specificity of fading // Appl. Phys. A. 2015. V. 118. № 2. P. 457–463.
13. Rea M. Opinion: The future of LED lighting: Greater benefit or just lower cost // Lighting Res. & Technol. 2010. V. 42. № 4. P. 370.
14. Chalmers A., Soltic S. Light source optimization: Spectral design and simulation of four-band white-light sources // Opt. Eng. 2012. V. 51. № 4. P. 4003.
15. He G., Yan H. Optimal spectra of the phosphor-coated white LEDs with excellent color rendering property and high luminous efficacy of radiation // Opt. Exp. 2011. V. 19. № 3. P. 2519–2529.
16. Lin D., Zhong P., He G. Color temperature tunable white LED cluster with color rendering index above 98 // IEEE Photonic Tech. L. 2017. V. 29. № 12. P. 1050–1053.
17. He G., Tang J. Spectral optimization of color temperature tunable white LEDs with excellent color rendering and luminous efficacy // Opt. Lett. 2014. V. 39. № 19. P. 5570–5573.
18. Oh J.H., Lee K.N., Do Y.R. Characterization of four-color multi-package white light-emitting diodes combined with various green monochromatic phosphor-converted light-emitting diodes // Proc. SPIE. 2012. V. 8278.
19. Oh J.H., Yang S.J., Sung Y.G., Do Y.R. Excellent color rendering indexes of multi-package white LEDs // Opt. Exp. 2012. V. 20. № 18. P. 20276–20285.
20. Xu Y., Bai T., Tang Y. Study on color rendering of light communication source based on multi-chromatic LED // Spectrosc. Spect. Anal. 2017. V. 37. P. 3693–3697.
21. Jiang P., Peng Y., Mou Y., Cheng H., Chen M., Liu S. Thermally stable multi-color phosphor-in-glass bonded on flip-chip UV-LEDs for chromaticity tunable WLEDs // Appl. Opt. 2017. V. 56. № 28. P. 7921–7926.
22. Oh J.H., Yang S.J., Do Y.R. Healthy, natural, efficient and tunable lighting: Four-package white LEDs for optimizing the circadian effect, color quality and vision performance // Light. Sci. & Appl. 2014. V. 3. P. e141.
23. Code for design of museum building (JGJ 66-2015) / Ministry of Housing and Urban-Rural Development of the People’s Republic of China. Beijing: China Architecture & Building Press, 2015.
24. A method for assessing the quality of daylight simulators for colorimetry // CIE. 1999. V. 51. № 2. P. 1–10.